Цель:
Воспитывать патриотические чувства к русскому поэту А.С. Пушкину.
Задачи:
Закреплять знания детей о родном и любимом городе Санкт-Петербург.
Воспитывать любовь, интерес и эмоциональную отзывчивость к классическим произведениям известных композиторов.
Дать почувствовать эпоху Пушкина, исполнять с удовольствием бальные танцы того времени: Менуэт, Полонез. Мазурку, Польку.
Оформление:
На стене колонны, драпировка, большой портрет А.С.Пушкина, большое перо, чернильница.
Предварительная работа:
Знакомство с биографией, творчеством поэта,
Рассказы о Петербурге, знакомство с достопримечательностями города, показ картин
Беседа о Пушкинском времени, о балах, светском этикете.
Работа с оркестром, вокальной группой, хореографическими номерами.
Подготовка костюмов к балу.
Работа над выразительным чтением стихов А.С. Пушкина.
Музыкальная литература:
«Вальс» - А. Грибоедов сб. Музыкальная гостиная»
«Песня о Петербурге» - Н. Иванова сб. Музыкальная гостиная.
«Менуэт» В. Кригер сб. «Фортепианная игра»
«Полонез» М. Огинский сб. Музыкальная гостиная
«Полька» Рахманинов
«Я встретил Вас» романс М.Глинка
Ход:
В зал заходят слуги, готовятся к празднику, обметают картины, зажигают свечи.
Хозяйка бала: Все ли готово, я сегодня жду гостей. (стоят столики с картинами)
Слуги: Все готово. (звучит вальс, гости съезжаются на бал) Входной билет «приглашение!» - это ответы на вопросы о Петербурге.
Гости входят по две пары. Их встречает Хозяйка бала. Девочки с веерами, в бальных платьях, мальчики в строгих костюмах.
1-ая группа детей:
Хозяйка: Добрый вечер! Очень рада вас видеть, На каком острове вы проживаете?
Гости: На Заячьем
Хозяйка: У вас там водятся зайцы в лесу?
Гости: На нашем острове Петропавловская крепость
Хозяйка: Кто построил крепость? Собор? Чем украшен Собор?
Дети отвечают на вопросы, хозяйка приглашает гостей, они проходят за столы, рассаживаются за столы, входит 2-ая группа
Хозяйка: Здравствуйте, господа! С какого острова вы к нам прибыли?
Гости: С Васильевского
Хозяйка: Это такой маленький островок?
- Что вы! Самый большой!
- А что у вас там есть красивого?
- Стрелка, Биржа, Ростральные колонны.
- Для чего нужна Биржа? Чем она украшена? Для чего поставлены Ростральные колонны? Почему так называются? Кто автор такого прекрасного ансамбля? Дети отвечают, их приглашают в зал.
Заходит 3-ья группа гостей. Делают поклон.
Хозяйка: Ждем, очень ждем вас, уважаемые музыканты. Вы живете не далеко от Адмиралтейства. Что это такое? Для чего и кто построил его? Чем украшен? Гости проходят и рассаживаются за инструменты.
Появляется 4-группа гостей.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие, гости! Вам загадки о Петербурге.
-Какой Собор называют «Богач», «Собор Великан».
-Какие здания составляют Эрмитаж?
-Архитектор Зимнего Дворца?
-Что общего между Исаакиевским собором и Александрийской колонной?
Хозяйка: Господа! К нам пожаловали истинные Петербуржцы, мы вам очень рады, желаем вам хорошо провести вечер.
А сейчас песня о любимом городе.
«Песня о Петербурге» исполняют все гости
Хозяйка:
Музыкантам только стоит
Инструменты в руки взять
И для нас они с тобою
Будут весело играть
Оркестр «Турецкое Рондо» В. Моцарт
Хозяйка: Господа! Я приглашаю танцевать.
Распорядитель бала объявляет:- Торжественный Менуэт! Кавалеры приглашают дам.
«Менуэт»
Гости рассаживаются за столики , начинается светская беседа.
Хозяйка: Я живу в Петербурге недавно, вижу это прекрасный город, Что вы в нем любите особенно?
(Дети отвечают)
Хозяйка: Да, в Петербурге много прекрасного, стихами бы о нем рассказать, жаль, что здесь поэтов мало.
Кавалер: Как это нет? А Пушкин?
Хозяйка: Какой Пушкин?
Дама: Александр Сергеевич!
Хозяйка: Что-то не слышала о таком? Новый , наверное акой-то?
Где же он родился?
Кавалер: В Москве.
Хозяйка: Ну вот , а вы говорите, Петербургский поэт. Он же москвич,
Дама: Но он в 12 лет приехал в Петербург, учился в лицее, в Царском селе, а потом жил в Петербурге.
Кавалер: Да его жена – Наталья Николаевна Гончарова- одна из самых красивых женщин Петербурга.
Дама: У них и дети есть, четверо: Маша, Гриша, Саша, Наташа.
Хозяйка: Спасибо, что рассказали мне о Пушкине, только вот не очень –то верится , что он Петербургский поэт
Кавалер: Он очень любил Петербург, писал о нем очень красивые стихи.
Хозяйка: Какие же они?
На фоне слайдов Петербурга (Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, в)ид на Петропавловскую крепость, Медный всадник и т.д.)
Дети читают стихи:
«Прошло сто лет и юный град»
«Красуется град Петров»
«Какая дума на челе…»
«Люблю тебя, Петра творенье..»
Хозяйка: Да, чудесные стихи! Они звучат, как прекрасная музыка! Мне даже кажется, что она уже звучит! (Звучит вальс Грибоедова). Под такую музыку нельзя не танцевать! Дамы приглашают кавалеров.
Распорядитель бала объявляет: Чарующий вальс, господа!
Вальс (Дети рассаживаются по местам), светская беседа продолжается.
- Пушкин не только Петербург любил, он очень любил природу.
-Да, особенно осень!
-Нет, он любил зиму!
-Нет, нет, конечно же осень!
Хозяйка: Господа! К чему спорить! Лучше докажите свое мнение. (На слайдах пейзаж)
Стихи:
-«Унылая пора…»
- «Мороз и солнце…»
Хозяйка: Эти стихи так прекрасны, что и не скажешь, какие лучше. В любом случае они приносят нам истинное наслаждение и музыку.
Хозяйка: господа! Приглашаю на следующий танец.
Распорядитель бала объявляет: Веселая Мазурка.
«Мазурка»
Хозяйка: Да, прекрасные стихи неотъемлемы от прекрасной музыки.
Кавалер: Многие композиторы писали музыку на стихи Пушкина.
Хозяйка: может кто-нибудь из вас исполнит романс на стихи Александра Сергеевича?
Романс «Я помню чудное мгновенье» исполняет дуэт
на фоне слайдов- портрет А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой, (Романс может звучать в записи)
Дама: Пушкин писал очень красивые стихи о любви.
Выходят два кавалера , читают отрывки из стихов.
- «Я люблю, хоть и бешусь…»
- «И сердце бьется в упоенье»
Кавалер: Романсы вообще были очень популярны, вот, например, на слова Тютчева неизвестный композитор написал
романс «Я встретил Вас» исполняет дуэт
Хозяйка: Я благодарю вас за великолепные стихи, за романсы. Наверное Пушкин много грустил, любил побыть один.
Кавалер: Да, любил, но на балах он веселился.
Хозяйка: Ну, тогда и мы немного повеселимся и поиграем.
Слуга объявляет: Приглашаю на игру
- «Море волнуется раз…»-игра для дам
- «Достань цветок для дамы»- игра для кавалеров
Победитель дарит цветок любой из девочек, которая провозглашается «Королевой бала» .Слуги торжественно выносят корону, надевают ее на голову Королеве бала . Кавалер, который подарил цветок ей становится на колено и читает ей стихотворение «Мадонна» -последнее четверостишье.
Хозяйка: Никогда я не слышала стихов, лучше, чем те, что вы прочитали сегодня. Не удивительно, что многие поколения будут читать и восхищаться стихами, романсами. Повестями, сказками Пушкина. А во многих городах России и в Петербурге будут красоваться памятники великого поэта.
Ну, что ж, наш бал подходит к концу, приглашаю гостей на заключительный танец
Распорядитель бала объявляет:
Заключительный полонез