(Звучит песня о школе)
Ученик: Учёба, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Идём за знаньями в поход!
Сегодня праздник!
Школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!
Вед. Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.
Школьная жизнь – как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше – от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное – чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.
Учитель: - Первое сентября... В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя… Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний. Дорогие родители, ребята, разрешите вас поздравить с началом нового учебного года, с Днём знаний!
- А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября?
В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.
В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.
В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.
А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
- А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит мы снова вместе. Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о том, что вы ещё многое хотите узнать.
- Посмотрите, какой у нас красивый и светлый класс. Всё в нём новое – и парты, и доска, и шкафы, и знания тоже будут новые, а ещё будет очень много пятёрок (я очень на это надеюсь). Хочу вам пожелать здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за чьей-то болезни, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – терпения и понимания.
Кажется, будто вчера мы стояли,
Весёлое время каникул встречали,
Которое после учебного года
Давно ль началось?
Но царица природа неумолима, и месяцы лета
В прошлом. И школьная форма надета.
Пара минут – и первый звонок
Вас позовёт опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся,
Ну, а сегодня – праздничный час!
С праздником я поздравляю всех вас.
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, что увидели, где побывали,
И что с кем случилось, пока отдыхали,
Я тоже порадуюсь – повод же есть –
Тому, что мы снова собрались все здесь,
Тому, что за лето вы все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.
(Дети читают стихи)
Звенит звонок все громче, все слышнее
Какая трель над миром разливается
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются!
Звенит звонок, нам много лет подряд,
Его, услышав, люди улыбаются.
И расцветают лица у ребят.
Пришла пора - уроки начинаются!
Под музыку осеннего вальса.
Тихо, трепетно, ласково
Листья падают к ногам
Это осень – чаровница
Напросилась в гости к нам.
Тихо клены шумят во дворе
В это утро улыбок и света
Ярко солнце играет в окне,
Поиграй, попрощайся с летом!
Стены классов светлы,
Краской пахнут полы,
В окна осень глядит золотая,
И у всех на виду
Листья в школьном саду
Тихо кружатся, плавно летая,
Снова школьный звонок
Нас зовет на урок
Значит, кончилось шумное лето
В первый день сентября
Всем нам радость даря
Каждый раз повторяется это!
Вед. По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на урок Знаний. Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир – мир Знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы стал на год взрослее. Вы теперь – четвероклассники. Для вас этот учебный год последний год обучения в начальной школе. Чтобы вы смогли 1 сентября прийти в школу был создан специальный документ.
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.
У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
Они отличаются от прав взрослых. Послушайте, какие права есть у детей.
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить.
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Проучившись вместе 3 года, вы должны понимать друг друга с полуслова. Я предлагаю это проверить. Давайте поиграем. Игра называется «Пойми меня».
Главное условие: не называя слова, рассказать о задуманном предмете.
Тема игры – школа и всё, что с ней связано. Мы разделимся на 2 команды, чтобы чувствовался соревновательный характер игры, которая состоит из 3 конкурсов (динов). За каждый правильный ответ команда получает жетон «Успех».
Каждой команде необходимо ответить на шутливый вопрос. Оценивается не столько правильный ответ, сколько сообразительность и остроумие.
Под кроватью лежит квадратный и полосатый арбуз. А почему квадратный? (чтобы не укатился).
Общеразвивающий дин.
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).
2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).
5. У кого усы длиннее ног? (У таракана).
6. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива).
7. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы).
8. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик).
9. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль).
Блицвопросы.
I.
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры).
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф).
3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии).
II.
1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым).
2. Самая маленькая птичка. (Колибри).
3. Что такое чардаш? (Венгерский танец).
III.
1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив).
2. Какую страну носят на голове? (Панаму).
3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь).
I Дин
Вед. Один человек от команды должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.
Участникам команд предлагаются карточки со словами:
доска линейка
журнал отметка
пенал тетрадь
(После отгаданного слова учитель предлагает детям сведения из истории школьных вещей.)
Доска.
В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца – аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска – тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо – невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска – тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.
Линейка.
Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?
Журнал.
Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал – сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего. Оставить на 2 часа после уроков». Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда
лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.
Отметка.
Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах – двенадцатибальной. 12 – значит «отлично», 11 и 10 – «хорошо», а всё, что ниже 6 – «плохо». А в Германии дети хвастаются единицами и двойками – хорошие оценки, а плохие – пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: «А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике – единица, по немецкому – единица, по истории – двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь – двоечница. Чего и тебе желаю». Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике – 5, по русскому языку – 5, по истории – 4. Но потом всё объяснилось!
Пенал.
У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни «перо» будет «пена», отсюда и название – пенал.
Тетрадь.
Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.
II Дин
Вед. У каждого из вас есть листочек. Я объясняю слово, о котором, как вы думаете, идёт речь. В случае совпадения ответов всей команды, получаете жетон.
глобус библиотека
Глобус
Это земной шар. С материками и океанами, горами и пустынями, городами и реками, полюсами и тропинками. Можно такой земной шар поднять рукой. Это модель земного шара, ей пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы), а также знакомятся школьники на уроках.
Библиотека
Это есть в любой школе – небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется…
III Дин
Вед. Этот конкурс ассоциаций. Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово «перемена», я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов – ассоциаций. А два ученика постараются сделать как можно больше совпадений.
каникулы школа
Учитель: Игра на внимание. Ведь в школе невозможно хорошо учиться без усидчивости и внимания.
(2 человека лицом к классу.На стуле – приз ручка)
Расскажу я вам рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Понятно, когда брать приз?
- Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, ….. марш!»
- Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше …. Пять!
- Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять.
Весёлые зверята на опушке
Командам предлагается встать группами, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Ребята маршируют под музыку свободно, у кого как получается. Возможно выполнение танцевальных движений.
Ведущий произвольно с разными интервалами и вперемешку даёт команды. Ученики должны реализовать движения в соответствии с командой.
Команда. Движение детей.
Зайчики! Прыгают, имитируя движения зайца.
Лошадки! Ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом.
Птицы! Бегут, раскинув руки.
Цапля! Стоят на одной ноге.
Лягушка! Скачут вприпрыжку.
Собачки! Сгибают руки и лают.
Курочки! Ходят, ищут зёрна, произносят звуки «ко-ко-ко»
Коровки! Встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-му-му»
В конце игры отмечаются самые внимательные и артистичные.
Подведение итогов игры, награждение
Вед. А сейчас для вас прозвучат указы – напутствия.
Читаю указ!
Написан для вас!
Писано – переписано.
После Сеньки Денисова.
Писал Макарко
Чёрным огарком
В бане на двери.
Слушай, не вертись,
Уму – разуму учись!
Все с сегодняшнего дня
В школу допускаются!
Все уроки, как всегда,
В восемь начинаются!
И большим, и маленьким,
С веснушками и без
Приказано учиться,
Стараться, не лениться,
Чтоб было чем гордиться!
Всем! Всем! Всем!
Указ!
Сразу после лета,
Хотите, вы иль нет,
Мальчишкам и девицам –
Всем пора учиться.
Прогоните скуку прочь
Спрячьте под подушки
И держите круглый год
Ушки на макушке!
Вед. Коль указ прочитан здесь
И народ собрался весь,
Пора учебный год нам начинать,
И первый звонок подавать.
Что нужно
1. Плакаты
2. Цветы, листья
3. Шарики
4. Жетоны «Успех»
5. Карточки со словами: доска, журнал, пенал, линейка, оценка, тетрадь, глобус, библиотека, каникулы, школа
6. Призы
7. Музыка «Школа», веселая
8. Телеграммы
9. Указы